23 ноября в Зеленом фойе Музея МХАТ (Камергерский пер., 3) открывается выставка ”Синяя птица”. Страна воспоминаний» об искусстве театрального света со световыми инсталляциями. Выставка подготовлена Музеем МХАТ и Школой-студией МХАТ к 160-ти летию Мориса Метерлинка.
На выставке будут представлены эскизы, костюмы, фотографии, реконструкции пяти макетов декораций, созданные студентами Школы-студии МХАТ, а также синие птички, сделанные к выставке подопечными Фонда Константина Хабенского.
“Название выставки не случайно. По М.Метерлинку Страна воспоминаний – это место, где появляется все то, о чем или о ком вспоминаешь, – говорит Марфа Бубнова, куратор выставки. – Музей МХАТ таким образом вспоминает создателей спектакля К.С. Станиславского, Л.А. Сулержицкого, В.Е. Егорова, студенты Школы-студии МХАТ воссоздают чудо воспоминаний, а дети, подопечные Фонда Константина Хабенского, фантазируют с помощью бумаги и формы о будущем”.
В истории Московского Художественного театра спектакль «Синяя птица» занимает особое место. Это пример волшебства, возникшего как будто ниоткуда. При этом формула чуда оказалась столь точна и такого стойкого свойства, что ее хватило на много десятилетий. Мерцающее обаяние «Синей птицы» могли ощутить на себе зрители и десятых, и сороковых, и семидесятых годов ХХ века. И даже нового тысячелетия.
Морис Метерлинк отдал свою пьесу в Художественный театр в 1906 году, предоставив московской труппе право первой постановки. Но премьера состоялась лишь через полтора года – в сентябре 1908-го. Все это время в МХТ искали ключ к символистской сказке бельгийского драматурга. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» рассказывает о том, как неожиданно и счастливо вместе с Леопольдом Сулержицким и художником Владимиром Егоровым они набрели на идею использовать для оформления черный бархат, как поняли, что именно этот материал способен обеспечить самые фантастические превращения на сцене. Черный бархат и создал таинственную атмосферу этого спектакля, его в буквальном смысле рукотворность – когда все преображалось на глазах у зрителей, а за этими преображениями стояли слуги просцениума, абсолютно невидимые в своих черных костюмах с капюшонами и перчатках.
Кроме «черных людей», трюки в «Синей птице» совершались при помощи тайных люков, карманов, «конвертов» сцены, а также изощренной световой партитуры: цветовых лучей, разного типа фонарей, «плавающего», пятнистого, «блуждающего» освещения.
«Постановка “Синей птицы” должна быть сделана с чистотой фантазии десятилетнего ребенка. Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон; красива, как детская греза, и вместе с тем величава, как идея гениального поэта и мыслителя», – так говорил Станиславский труппе после прочтения пьесы. При этом «Синяя птица» не была детским спектаклем, она предназначалась зрителям всех возрастов, говорила о цельности и одухотворенности мира, в котором все взаимосвязано. Это взгляд отвечал мироощущению режиссеров – Леопольда Сулержицкого и Константина Станиславского.
Жизнь постановки оказалась феноменально долгой, но отнюдь не простой. Постепенно «Синяя птица» действительно превратилась в детский утренник. В Гражданскую войну Вахтанг Мчеделов сделал новую редакцию спектакля с молодежью Второй студии, в середине 1920-х советская цензура бесконечно требовала переделок: не устраивал мистицизм постановки. На некоторое время «Синяя птица» сошла с репертуара, но в 1936 году вернулась (над возобновлением работали Иван Москвин и Михаил Яншин). К концу 1990-х «Синюю птицу» сыграли 4574 раза: спектакль шел тогда уже во МХАТе имени Горького.
Выставка предлагает вглядеться в эту легенду Художественного театра и попробовать ощутить его поэзию и магию.
Куратор: Марфа Бубнова