Выставка Станиславский Начало в Музее МХАТ

C 18 января до 27 марта в Зеленом фойе МХТ им А.П.Чехова (Камергерский пер., 3) пройдет выставка «Станиславский. Начало» — выставочный проект Музея МХАТ к юбилею Константина Станиславского, посвященный его актерской и режиссерской деятельности в период до основания Московского Художественного театра.

На выставке будут представлены предметы, раскрывающие деятельность «Алексеевского кружка», Московского общества искусства и литературы, а также самое начало Московского Художественного театра. Многие предметы сохранились благодаря Станиславскому, который с ранней юности собирал свой архив. Некоторые будут представлены впервые. Экспозиция познакомит посетителей с предметами из коллекции Музея МХАТ: фотографиями, эскизами костюмов, костюмами, бытовыми вещами, бутафорией, афишами и программами и макетами.

В нашей выставке мы хотим рассказать о том, как человек, которому предначертано судьбой было стать выдающимся купцом, стал актером и режиссером, перевернувшим историю русского и зарубежного театра, — говорит Марфа Бубнова, куратор выставки.

Константин Сергеевич Станиславский – легендарный актёр, режиссёр, один из основателей Московского Художественного театра, автор системы актёрского мастерства и ряда известных на весь мир литературных произведений, художник. Он говорил, что «если есть на земле чудесное, то только на сцене». О «чудесном» увлечении сценой, охватившем всю жизнь Станиславского, короткими вехами рассказывает выставка «Станиславский. Начало», подготовленная Музеем МХАТ к 160- летию со дня рождения великого реформатора.

Всё началось с семьи. Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) принадлежал к купеческому роду Алексеевых. Его отец, Сергей Владимирович, был почтенным купцом, благотворителем, попечителем больниц, «обществ призрения» вдов и сирот. Ему доверяли, зная, что любое начатое им дело будет доведено до завершения. Елизавета Васильевна Алексеева – мать Станиславского – дочь уважаемого в Петербурге подрядчика «по мраморным работам» Василия Абрамовича Яковлева. В семье было десять детей, которых родители обожали и потакали их увлечениям.

Первым увлечением будущего режиссёра стал цирк, потом пришло увлечение балетом, затем кукольным театром и чуть позже оперой и драматическим театром. Родители поддерживали это увлечение, поскольку дети были заняты полезным делом вне уроков. С этого начинается история домашнего театра, который получил название «Алексеевский кружок».

В семидесятые годы XIX века в России были широко распространены театральные кружки и домашние театры. Театром увлекались Мамонтовы, Секретарёвы, Сапожниковы и многие другие известные семьи. Не обошло это увлечение и семью Алексеевых. Для их домашнего театра было построено отдельное здание в Любимовке и специально оборудован зал в московском доме у Красных ворот.

В «Алексеевском кружке», просуществовавшем десять лет, было поставлено около тридцати спектаклей. Вершиной его деятельности стала оперетка из японской жизни в двух действиях «Микадо». Этот спектакль оказался последним в истории самого кружка. Дело в том, что в веселом родственном кругу всё больше выделялся актёр-премьер, инициатор спектаклей, их постановщик, душа театра – Константин Алексеев и он всё больше стремился выйти за пределы милой домашней сцены.

В 1888 году Константин Алексеев на собственные средства (к тому времени он уже известный фабрикант) создаёт Общество искусства и литературы. Основатели этого общества – К. С. Алексеев, Ф. П. Комиссаржевский, Ф. Л. Соллогуб и А. Ф. Федотов – мечтали «о создании большого общества, которое соединило бы, с одной стороны, всех любителей в драматический кружок, а с другой стороны, всех артистов и других деятелей театров и искусств – в артистический клуб без карт».

Московское Общество искусства и литературы, в котором Станиславский поставил шестнадцать спектаклей (все эти постановки получали восторженные отклики прессы), просуществовало десять лет – с 1888-го по 1898 год. Но уже в 1896 году, после премьеры шекспировского «Отелло», Станиславский начинает задумываться об организации профессионального общедоступного театра на акционерных началах.

Мысль превращения Общества в профессиональный театр не покидает Станиславского. В июле 1897 года в ресторане «Славянский базар» Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко договорились о создании Московского Художественного общедоступного театра. И 14 октября 1898 года состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович».

«Как становятся великим режиссером, которому суждено изменить весь театральный мир? Откуда взялось это стремление к актерству, такая повышенная требовательность к себе и другим исполнителям, понимание необходимости руководства процессом постановки, важности художественного оформления спектаклей и много другого? В случае Константина Сергеевича Станиславского – из счастливого детства, когда именно поддержка родителей, в первую очередь, а также братьев и сестер, сложилась в первые домашние театральные постановки семьи Алексеевых. Позже этот театральный опыт получил свое развитие уже в известных на всю Москву любительских спектаклях Общества любителей искусства и литературы, созданного на средства К.С.Станиславского (Алексеева). И именно благодаря этому опыту Константин Сергеевич к моменту встречи с ВЛ.И. Немировичем-Данченко и имел уже четко сформированное представление о том, каким должен быть настоящий театр. И это знание поомогло создать такой базис Художественного театра, который позволил МХТ на долгие годы сохранять за собой звание «первого драматического театра страны»,– говорит директор Музея МХАТ, Софья Грачева.

На ту же тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *